Символ Мандала ведет свое происхождение из Древней Индии и Тибета, обозначающий на санскрите и тибетском что-то округлое, орбиту небесного тела, «круг влияния царя» (от санскритского «манда» - сущность, центр и суффикса «ла», указывающего на завершенность, полное обладание).
На санскрите Мандала имеет множество различных значений, в том числе - это один из главных символов в буддизме, символическое изображение мироздания, сфера обитания божеств. Словом Мандала в буддизме называется место у дерева Бодхи, где Будда достиг просветления. Мандала символизирует стремление к высшему единению, путь к гармонии и совершенству.
В изображении Мандала - это геометрический символ, диаграмма, представляющая собой вписанные в круг сложные геометрические элементы. Наиболее типичная форма изображения Мандалы представляет собой внешний круг, символизирующий вселенную, и вписанный в него квадрат, который включает в себя еще один круг, относящийся к божествам, разделенный на сегменты и имеющий форму лотоса. Каждый компонент Мандалы несет особую смысловую и психологическую нагрузку и отличается по цвету и форме, а цвета в изображениях соотносятся с элементами человеческого существа.
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их изображения даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является священной в Индии и Тибете и рисуется под аккомпанемент особой ритуальной музыки, она сама может считаться объектом поклонения.
Также Мандала - это некий ментальный образ, который может быть построен в воображении в виде ритуальной диаграммы. Она включает в себя центр, не изображаемый визуально, который обозначается путем концентрации фигур и символизирует единение с изначальным центром мироздания.
Мандалы считаются «выражением языка души», их используют для концентрации и медитации, молитвы, они входят в древние ритуалы очищения местности и пространства. Согласно тибетской традиции, считается, что тантрические диаграммы - мандалы обладают мистической силой или могут порождать ее. При помощи Мандал привлекается энергия, которая активизирует важнейшие жизненные процессы.
Один из родоначальников психоанализа Карл Густав Юнг обнаружил символику Мандалы, спонтанно проявляющуюся в подсознании своих пациентов. Это дало ему основание считать Мандалу «врожденным» символом каждого человека, основополагающей формой организации объектов нашего мира. Он назвал ее архетипическим символом человеческого совершенства. «Когда я узнал, что значит Мандала, я достиг конечного знания»,- писал Карл Юнг. В современное время изображения Мандалы используются в некоторых психотерапевтических школах как средство достижения понимания собственного «я» пациента.
Мандала занимает особое место не только в изобразительном, но и в танцевальном искусстве Древней Индии. Индийский храмовый танец - это, прежде всего, духовная практика, не менее древняя, чем йога. Храмовые танцы создавались сиддхами и йогинами, во время медитаций открывшими, что вибрации сознания имеют форму Мандал. Рисунок храмового танца имеет четкую структуру Мандалы (иное название - «янтра»): танцовщицы своим телом «вырисовывают» сложные геометрические формы, элементы Мандалы. Каждая поза танца предполагает определенное положение рук и ног и несет определенную символическую нагрузку.
Танец Мандалы является видом «динамической медитации», задача которой в достижении гармонии между телом и эмоциями. Танцевальные позиции иногда повторяют сложные асаны йоги, чередуя динамические движения и позы полного покоя. Согласно индуистской традиции, сосредоточенное и правильное исполнение танца ведет к достижению «мокши» - освобождению от бесконечной цепи перерождений.
Покровителем танцевального искусства Индии считается Шива, один из великих богов индуизма. Позы Шивы - это основа храмового танца Индии. Знаменитый «танец Шивы», это повторение концентрических вибраций, форм Мандалы.
Танец выражает древние индийские представления о мире. Согласно легенде, бог Шива создал вселенную, танцуя свой танец под звуки колокольчика, а сама вселенная есть не что иное, как космический танец, который танцует Шива, именуемый Натараджа - Владыка танца. В научных исследованиях современной физики существует концепция, что световые и электрические волны и есть танец Шивы, то есть Мандалы, лежащие в основе мироздания.
«Танцующая вселенная», так называют наш мир, образованный концентрическими окружностями, которые волнами «расходятся» в танце.
Источник: yogasense.ru
На санскрите Мандала имеет множество различных значений, в том числе - это один из главных символов в буддизме, символическое изображение мироздания, сфера обитания божеств. Словом Мандала в буддизме называется место у дерева Бодхи, где Будда достиг просветления. Мандала символизирует стремление к высшему единению, путь к гармонии и совершенству.
В изображении Мандала - это геометрический символ, диаграмма, представляющая собой вписанные в круг сложные геометрические элементы. Наиболее типичная форма изображения Мандалы представляет собой внешний круг, символизирующий вселенную, и вписанный в него квадрат, который включает в себя еще один круг, относящийся к божествам, разделенный на сегменты и имеющий форму лотоса. Каждый компонент Мандалы несет особую смысловую и психологическую нагрузку и отличается по цвету и форме, а цвета в изображениях соотносятся с элементами человеческого существа.
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их изображения даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является священной в Индии и Тибете и рисуется под аккомпанемент особой ритуальной музыки, она сама может считаться объектом поклонения.
Также Мандала - это некий ментальный образ, который может быть построен в воображении в виде ритуальной диаграммы. Она включает в себя центр, не изображаемый визуально, который обозначается путем концентрации фигур и символизирует единение с изначальным центром мироздания.
Мандалы считаются «выражением языка души», их используют для концентрации и медитации, молитвы, они входят в древние ритуалы очищения местности и пространства. Согласно тибетской традиции, считается, что тантрические диаграммы - мандалы обладают мистической силой или могут порождать ее. При помощи Мандал привлекается энергия, которая активизирует важнейшие жизненные процессы.
Один из родоначальников психоанализа Карл Густав Юнг обнаружил символику Мандалы, спонтанно проявляющуюся в подсознании своих пациентов. Это дало ему основание считать Мандалу «врожденным» символом каждого человека, основополагающей формой организации объектов нашего мира. Он назвал ее архетипическим символом человеческого совершенства. «Когда я узнал, что значит Мандала, я достиг конечного знания»,- писал Карл Юнг. В современное время изображения Мандалы используются в некоторых психотерапевтических школах как средство достижения понимания собственного «я» пациента.
Мандала занимает особое место не только в изобразительном, но и в танцевальном искусстве Древней Индии. Индийский храмовый танец - это, прежде всего, духовная практика, не менее древняя, чем йога. Храмовые танцы создавались сиддхами и йогинами, во время медитаций открывшими, что вибрации сознания имеют форму Мандал. Рисунок храмового танца имеет четкую структуру Мандалы (иное название - «янтра»): танцовщицы своим телом «вырисовывают» сложные геометрические формы, элементы Мандалы. Каждая поза танца предполагает определенное положение рук и ног и несет определенную символическую нагрузку.
Танец Мандалы является видом «динамической медитации», задача которой в достижении гармонии между телом и эмоциями. Танцевальные позиции иногда повторяют сложные асаны йоги, чередуя динамические движения и позы полного покоя. Согласно индуистской традиции, сосредоточенное и правильное исполнение танца ведет к достижению «мокши» - освобождению от бесконечной цепи перерождений.
Покровителем танцевального искусства Индии считается Шива, один из великих богов индуизма. Позы Шивы - это основа храмового танца Индии. Знаменитый «танец Шивы», это повторение концентрических вибраций, форм Мандалы.
Танец выражает древние индийские представления о мире. Согласно легенде, бог Шива создал вселенную, танцуя свой танец под звуки колокольчика, а сама вселенная есть не что иное, как космический танец, который танцует Шива, именуемый Натараджа - Владыка танца. В научных исследованиях современной физики существует концепция, что световые и электрические волны и есть танец Шивы, то есть Мандалы, лежащие в основе мироздания.
«Танцующая вселенная», так называют наш мир, образованный концентрическими окружностями, которые волнами «расходятся» в танце.
Источник: yogasense.ru